Вот уже и 2011 год. Готовятся к проведению 20-е соревнования по спортивному туризму, памяти Мастера Спорта СССР, одного из основателей секции туризма на Ростсельмаше Александра Сафронова.
Предлагаем Вашему вниманию статью В. Ковалева "Это случилось в горах", рассказывающую о трагических событиях произошедших на в.Гестола 22 августа 1986 года (стиль автора сохранен).
О тех кто занимался в Клубе тогда, ради тех кто занимается в Планете сейчас...
ЭЛИТОЙ ростовского горного туризма, одной из сильнейших команд страны называлась эта группа спортсменов областного совета по туризму и экскурсиям. Двукратные чемпионы СССР, серебряные и бронзовые призеры всесоюзных первенств, они мужали на сложнейших маршрутах Памира, Тянь-Шаня, Алтайских гор, Центрального и Западного Кавказа, десятки paз первыми штурмовали перевалы высшей категории сложности. Их походы позволили значительно расширить туристские возможности освоения горных районов страны, открыв дорогу другим сильным спортивным группам любителей горного туризма. Семеро из команды — мастера спорта СССР, один — кандидат в мастера, двое — перворазрядники. Все эти спортивные достижения они установили во время летних отпусков, проводя в горах лишь один месяц в году.
Сегодня наш рассказ о походе, который стал последним для половины членов этой команды. О мужестве, проявленном оставшимися в живых, их товарищами, альпинистами и туристами-спасателями, — всеми, кто по зову сердца откликнулся на сигнал бедствия, прозвучавший в горах Центрального Кавказа 22 августа 1986 года.
ОФОРМИВ заявочные документы в Центральном совете по туризму и экскурсиям, команда выехала в
![]() |
Александр Сафронов |
Нальчик. 26 июля спортсмены зарегистрировались в контрольно-спасательной службе столицы Кабардино - Балкарий и вышли на маршрут, проложенный ими по одному из самых суровых районов Центрального Кавказа, — в районе легендарной Безенгнйской стены, включающей в себя несколько вершин - пятитысячников. Целью этого похода, V усложненной категории, помимо прохождения и разведки новых путей, была высотная и техническая подготовка команды к чемпионату СССР 1987 года.
К 22 августа за спиной ростовчан остался один из самых сложных перевалов Центрального Кавказа — Унамуссо. Было выполнено первопрохождение перевала Первой Конной армии. Спортсмены тщательно разведали пути подъема на перевал Лакуца, считающийся, по сложившемуся в последнее время среди горных туристов мнению, менее опасным, чем параллельный ему перевал Оставшихся дома. После длительного, в течение суток, наблюдения команда пришла к единодушному выводу, что перевал Лакуца потенциально опасен, так как возможные пути выхода на него непрерывно «простреливаются» обломками скал и льда.
В хорошем темпе был пройден сложный перевал Оставшихся дома и осуществлен подъем на знаменитое Катынское плато Безенгийской стены.
В середине следующего дня спортсмены поднялись на вершину горы Гестола (в переводе на русский язык — Ведьма). Отсюда до финиша в Нальчике их отделяло всего два дня не слишком сложного пути...
НЕПОГОДА налетела внезапно. Вершина скрылась в мятущемся туманно - облачном хаосе. Ледяная крупа нещадно секла лица, барабанила по ярко-голубым аноракам. Ни спускаться вниз, ни возвращаться назад на место ночевки было невозможно. Группа приняла решение: устроившись на удобной площадке недалеко от вершины, разбить бивак.
...Вдруг все вокруг вспыхнуло серебристо плазменным светом. Молния!
![]() |
В. Гайдучек |
— Металл от себя! громко крикнул В. Грибоедов. Каждый пытался избавиться от карабина, закрепленного на груди, сбросить металлические «кошки» с ботинок, подальше убрать ледоруб. Но стихия предоставила спортсменам всего две-три секунды. Затем последовал сильнейший взрыв. Страшной силы ударная волна, похоже вложила всю свою мощь в этот пятачок Центрального Кавказского хребта.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТА.
Доцент - кафедры физической географии РГУ С.Я. ЧЕРНОУСОВ: — Это был типичный разряд молнии. Но на такой высоте (4866 м) действие проявляется более губительно. По рассказу очевидцев события, группа оказалась вблизи или всамом эпицентре молнии. Как правило, удар разряда в массу людей разбрасывает их на разное расстояние от этого места, наносит тяжелые ожоги...
Что же произошло после взрыва?
РАССКАЗЫВАЮТ УЧАСТИКИ ПОХОДА.
В. УКРАИНСКИЙ: — Меня дернуло метра на два вверх. Помню, я еще успел подумать: «ничего себе летающая тарелочка». Свечение прекратилось, и меня отбросило метра на три всторону...
В. ЧЕБОТАРЕВ: - Когда произошел взрыв,обжигающе-больно ударило вруку и ногу. Затем невидимая сила подняла меня над склоном, как на воздушной подушке. Вообще же ощущение было странным: будто ничего но болит, но и ничего не можешь с собой поделать: ни руной, ни ногой двинуть не в силах. Сознание помутилось...
Е. ТОЛСТЫХ: — Едва успел избавиться от ледоруба, как прозвучал взрыв. Меня потянуло в сторону, но я успел схватиться закамень. Видимо, на какое-то время потерял сознаиие. Потом услышал крик Украинского: «Горю, помогите...». Смотрю —он лежит неподалеку. Пытаюсь протянуть к нему руку, тело не слушается. Кое как, подтянувшись и ощупав его руками, понял; огня нет. Впоследствии оказалось, что у него сильный ожог поясницы. Часа два у меня не двигались ноги. Перемещался ползком...
Состояние, которое перенесли оставшиеся в живых члены группы, называется одним словом — контузия. Практически ни один из них в течение нескольких часов не мог управлять своим телом. Плюс «автографы» молнии — ожоги. У тех, на ком были эластиковые костюмы (Г. Каргополов и В. Украинский), они наиболее значительны — материал местами вплавился в тело. Все спортсмены временно потеряли способность логически мыслить. Они реагировали лишь на то, что было перед глазами...
...Трое погибших лежали в разных местах стояночной площадки. Двоих при первом визуальном осмотре не обнаружили. Пятеро живых, борясь с собственным бессилием, пытались, чем могли, помочь друг другу.
Спустившийся вниз на четыре-пять метров В. Украинский нашел неширокую наклонную полку под нависающим скальным карнизом. На ней, забившись в подвешенную на скальных крючьях и опутанную веревкой палатку, удалось пересидеть эту страшную ночь.
Лишь утром спортсмены по-настоящему смогли осознать и прочувствовать всю тяжесть этой трагедии.
![]() |
В. Грибоедов |
Погибли опытные туристы: электромонтер Ростсельмаша — перворазрядник Н. А. Билетин, мастера спорта — первый заместитель начальника областного аптеко управления В.В.Грибоедов, руководитель группы института « ПромстройНИИпроект» В.В. Осташевский; без вести пропали мастера спорта руководитель похода — заместитель директора по учебной части техникума механизации учета В. Т. Гайдучек и заместитель председателя Ростовского областного совета по туризму и экскурсиям А. Н. Сафронов.
Поиск пропавших спортсменов положительных результатов не принес, несмотря на то, что склон горы, куда они могли упасть» хорошо просматривался.
Собрав погибших, укрыв их палаткой, группа начала спуск. Маршрут был выбран по склону, откуда можно было рассмотреть путь падения товарищей. По этому опасному пути спортсменов вело чувство долга: «Надо искать»... «Возможно, они живы...». Но склоны, изрезанные трещинами, были пусты.
ОТ ВЕРЩИНЫ до пригорода Нальчика два дня пути. Обессилевшие, израненные люди шли около четырех дней. Наверное, они не смогли бы и этого, если бы не огромное чувство долга. Теперь главное для них было добраться до «большой земли», сообщить о случившемся контрольно-спасательной службе. Это были их самые тяжелые горные версты.
ЧП на Гестоле произошло 22-го, а известно об этом стало только 26 августа, когда оставшаяся пятерка туристов спустилась вниз. На следующий день из Ростова в Нальчик выехали председатель маршрутно - квалификационной комиссии В. И. Кострица, а следом группа туристов - спасателей — 25 человек. По сигналу, в считанные часы, собрались в путь опытные альпинисты ростсельмашевского клуба «Планета».
К месту событий выехал начальник партии Северо-Кавказского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды И. Г. Ильичев, опытный гляциолог, знающий этот район, как свои пять пальцев. Отправился туда и врач поликлиники № 10, ранее неоднократно работавший вгорах О. В. Попов. Спасательные работы возглавили начальник КСС Кабардино-Балкарии А.И. Лавров и заместитель председателя Кабардино- Балкарского областного совета по туризму и экскурсиям Д.И. Геляев.Досрочно вышелиз отпуска и организовал руководство спасательными работами из Ростова председатель областного совета по туризму и экскурсиям Ю. С Пономарев. Кместу сбора подтянули свои силыконтрольно-спасательные службы (КСС) из Краснодара, Кисловодска, Прохладного. К работам подключились Центральный и Российский советы по туризму и экскурсиям. Были выделены два вертолета для поиска пропавших.
Около 70 альпинистов-спасателей, туристов, вертолетчиков, руководителей различных служб с необходимым оборудованием и техникой были сосредоточены на высоте 2 800 метров в кармане морены ледника Безенги—Баран-Кош. Здесь же разместилась основная радиостанция штаба контрольно-спасательных работ, и был организован базовый лагерь.
![]() |
В. Осташевский |
Но и на этот раз горы проявили характер. Облачность, а затем гроза мешали вести поиск. Однако при малейшей возможности двигаться группы уходили на заранее намеченный маршрут.
Передовой отряд составили альпинисты клуба Планета» под руководством В. Шандулина. Они поднимались на гребень Безенгийской стены по скалам вершины Ляльвер, далее — через вершину Безымянную уходили на склоны Гестолы. На высоте работала группа из Краснодара под руководством А. Аракелова. Полукилометровый трос для спуска тел погибших с перевала Чюрлениса навешивала группа из Кисловодска, возглавляемая А. Горловым. Группами обеспечения верхних лагерей руководили И. Левандовский из Прохладного и ростовчанин И. Хван.
Особая задача возлагалась на группу опытных горных туристов из нашего города под руководством В. Кострицы. Обойдя Безенгийскую стену через перевал Цаннер, спасатели вышли под южные склоны Гестолы. С ними была мощная оптическая аппаратура. Отсюда они просмотрели нижние скальные и ледовые отвесы, обследовали громадные трещины ледников Цаннер и Оиш, залегающих в подножье Гестолы.
Все группы спасателей были оснащены радиостанциями и имели постоянную надежную связь с базовым лагерем. Координировал их paботу начальник штаба спасательных работ, старший инструктор контрольно - спасательной службы Кабардино-Балкарии С. Берзин, который около двух недель прожил в ледниковой пещере штурмового лагеря на высоте 3800 метров.
СЕЙЧАС, читая дневниковые записи участников поиска, поражаешься их самоотверженности. Условия, в
![]() |
Н. Билетин |
которых действовали спасатели были крайне неблагоприятны: дождь, снег ветер. Передовали штормовые предупреждения по рации — лишь в эти минуты засыпали люди и вертолеты.
Были среди спасателей и двое участников трагического похода — Е. В. Толстых и А. М. Степанюченко, отказавшиеся в Нальчике от госпитализации. Их содействие, а также подробнейшие съемки подходов к месту ЧП позволили направить усилия поисковых групп в более конкретное русло.
Несколько раз вертолеты совершали облет склонов Гестолы, но безуспешно. Как известно, вертолет в горах, в условиях разряженного воздуха, теряет свое главное качество— способность зависать над определенной точкой. Кроме того, чтобы не поднимались снежные вихри, пришлось «прочесывать» горные массивы со стометровой высоты. Это резко уменьшало вероятность успеха. И все же один из многочисленных облетов оказался удачным. На краю ледового разрыва, на фоне снега, спасатели увидели голубую точку. Это было тело В. Т. Гайдучека.
В нескольких километрах от него, на леднике Цаннер, группа В. И. Кострицы обнаружила рюкзак А. Н. Сафронова...
8 сентября четверых погибших спасатели перенесли на Баран-Кош, откуда вертолетом тела были доставлены в Нальчик. Поиск А.Н. Сафронова продолжался. На смену обессилевшим группам шли другие во главе с альпинистом из «Планеты» А. Пятнициным. К 16 сентября поиск был завершен на всей доступной территории: от вершины Гестолы до сбросовой стены. Остались необследованными снежные насыпи и часть сбросов, расположенных в лавиноопасных зонах. 30-градусный мороз при штормовом ветре, снег до 80 сантиметров глубиной заставили спасателей отступить. На Безенги пришла зима. 17 сентября, после глубокого изучения обстановки всеми службами КСС, был подписан акт о прекращении поисковых работ до будущего лета.
ГОРЫ! Здесь, в единой связке, жестко проверяется на мужество характер человека. Слабые духом, побывав экстремальных ситуациях, больше никогда не собирают рюкзак в дорогу.
«Мы обязательно поднимемся на Гестолу и установим мемориальную доску в честь наших погибших товарищей».
Эти слова клятвы принадлежат пятерке мужественных парней, возвратившихся из трагического похода.
![]() |
![]() |
![]() |
Да, статья хорошая. Спасибо всем тем, кто помнит этих ребят. Человек жив, пока жива память о нём.
«Валентин Г?йдучек вел дневник, он был человек очень обстоятельный. Он был главным идеологом этой команды и, естественно, царь и бог . Идем, не идем это он решал. Да, коллегиально решали, но в основном всё же он».
Могу только подтвердить эти слова. Валентин Тихонович был действительно очень обстоятельным человеком и идеологом не только команды, но и на работе. Его слово было всегда решающим, особенно в спорных ситуациях. А сколько студентов под его влиянием увлеклись горным туризмом и не сосчитать. Я до сих пор езжу в горы и считаю, что «лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал».