Глеб – 10 янв 2018 11:31
Эта новость связана с путешествием:Восхождение на Белуху. Алтай.

Сразу два главных тезиса:

1) Белуха – это объективно самое технически сложное из наших восхождений;

2) Алтай - это, субъективно самое красивое из Ваших мечтаний место.

Немного подробнее: сложность начинается с длинного, для привычных к компактному югу нас, трансфера. Словами нитка маршрута выглядит так: Ростов-Москва-Новосибирск-Бийск-Тюнгур.

Белуха-2017. Рассказ. Автор - Бугара Роман.

Тюнгур – это конечный для цепочки из самолета, поезда, машины поселок в глубине Сибири. Дорога занимает более 2-х суток и изрядно утомляет. Пропыленные и с клацающими от тряски зубами мы выгрузились в гостевом доме у наших давних и очень приятных знакомых. Следующий тяжелый момент – это затяжной подъем на некатегорийный перевал Кузуяк, а затягивается он еще больше из-за нереально обильных зарослей смородины. Мне жаль тех, кто проезжая в седле верхом на лошади или подпрыгивая в кузове ГАЗ-66, не имеет возможности горстями поглощать эти природные вкусняшки. К слову сказать, витаминами богата вся тропа до самого ледника – смородина красная, смородина черная, брусника, жимолость, костяника. На малину мы правда не успели, но зато можно было подобрать прямо на тропе ароматную кедровую шишку и на привале пощелкать смолянистые орешки.

Вот так, усиливая рацион, методично нанося все новые слои грязи на ботинки, и разгоняя из под ног бурундуков на третий день мы вышли к Аккемскому озеру. Здесь нам впервые открылась во всей неприступной красоте Стена и ждала заброска, отправленная из поселка гужевым транспортом. Где-то здесь, впервые увидев то, куда они собрались, мои будущие восходители призадумались. А услышав про сорокапяти-градусную ледовую стену слегка встревожились. Однако, красавица уже взяла в плен измученные ягодным соком рассудки и мы с упорством зачарованных улиток потянулись выше, наивно полагая, что за полдня дойдем до следующих стоянок. Все было отлично – виды красивые, шлось отлично, через камни перелазилось с интересом, а потом силы кончились вместе со световым днем и условно пригодным к ночлегу рельефом.

К Томским стоянкам мы подползли ближе к полуночи, за что заработали у соседей прозвище «загорающие под луной». Разумеется, на следующий день мы не были готовы двигаться дальше и сам собою случился полудень отдыха и пробно-акклиматизационного выхода под ту самую ледовую стену. Стена оказалась стеной только для последующих самохвальных рассказов в городе, а на деле вполне себе проходимым по перилам ледовым склоном.

И вот здесь я обращаюсь к вам, нынешние мечтатели о красивом и сложном удовольствии – пожалуйста, потрудитесь перед любой из ваших будущих гор прочесть хотя бы наше описание программы, а лучше несколько рассказов от первого лица. Повторюсь, Белуха - это сложное техническое восхождение, предполагаются навыки передвижения по закрепленным веревкам вверх и вниз в кошках, пересечение страшенных трещин и готовность уворачиваться от камней. Казалось бы, могли бы отшутиться и вниз, но нет – качественно загипнотизировали улиток. Пережив моральное потрясение от собственной крутости, днем позже мы решились выйти после обеда от «Томских» стоянок и стать лагерем за перевалом Делоне, сократив себе дальнейшую тропу.

Белуха-2017. Рассказ. Автор - Бугара Роман.

И вот наконец мы в штурмовом лагере, палатка обкопана и виды уже заставляют больше направлять фотоаппараты вдаль и вниз. День штурма начался неопределенной погодой, отложенным на два часа выходом и сломанными, еще при надевании, кошками. Итог – полный отбой суеты и мандража, теплые спальники и день отдыха-ремонта. Кошки к ботинкам натурально «пришили», сделав конструкцию крепкой, но неразборной, благо снятие кошек подразумевается уже потом внизу, после перевала Делоне.

Следующий день штурма, и одновременно последний шанс знаменателен ночными звездами, сочным рассветом, и дружественной небольшой компанией попутчиков. Так на вершину и поднялись почти все одновременно: московско-сибирская команда, мы и воронежцы. Полагаю в предыдущий день нашего фальшстарта на предвершинном склоне было тесновато и образовалась некоторая очередь. Зато мы имели возможность вволю запастись фотографиями для супергеройских "хвастушек и рекламных заманушек". Оказалось, что количество стонов «я не могу дальше идти», «давай отдохнем» и «куда-ты нас уставших гонишь» все же конечно и вполне преодолимо. Надеюсь, что полученное на Вершине счастье оправдало муки и тирана гида – меня.

Спуск до поселка запомнился нарастающей частотой разговоров о бане и небольшим бонусом к обязательной программе. На берегу Аккемского озера Виталик сказал, что наполнен впечатлениями до краев, больше ничего не поместится и остался смаковать послевкусие, а мы с Натальей заплатили местному Харону за переезд озера на лодочке и сходили в облюбованную эзотериками и искателями Шамбалы долину Ярлу. Об умиротворенном и отрешенном полусне-медитации в этом непростом месте я напишу когда-нибудь на другом сайте, наше же приключение завершилось через день погрузкой на борт ГАЗ-66 и проплывающими внизу недоступными нам теперь кустами смородины.

P.s. Алтай невероятно, по - Рериховски, красив.