Глеб – 14 сен 2017 14:35

«Самый простой семитысячник – хе-хе» (автор - Бугара Р.)

Да мы действительно поднялись на вершину пика Ленина. Мы - это флаг нашего Клуба, «та самая» упорная Настя из Москвы и ваш покорный слуга. Фотографии с вершины не изобилуют эмоциями, да там, на высоте 7134м. и не было никаких эмоций. Была тяжесть последних ста метров, тяжесть последнего километра, тяжесть последних 18 дней и холод.

А начало-то было вполне себе захватывающим – встреча всех ростовских участников в аэропорту, подбежавшая в Москве уже к очереди на регистрацию Настя, перевод часов и закупка продуктов в супермаркете г. Ош. И вот выгрузились мы в базовом лагере Ачикташ, заселились в аутентичной юрте и давай думать - а нужна ли нам эта замыкающая долину лысина вождя мирового пролетариата или лучше в окрестностях погулять, не удаляясь от обильно-вкусной кухни. Сошлись на том, что белая громадина все-же достаточно овеяна легендами и попытаться залезть стоит. Хрустальные льды, какие-то там закаты да и самый доступный же (опять хе-хе). Чтобы не терять время коллективно решили во время первого выхода занести часть вещей и продуктов в следующий лагерь и спуститься опять-таки к кухне. Итог этого первого дня – измотанные и удивленные расстояниями цель не выполнили не дойдя до нашего места около часа. Спасибо большое гидам из Аксай-трэвел, в лагере которых мы оставили вещи и отпились чаем. Попутно узнаю новости – до сих пор в этом сезоне лишь троим человекам удалось достичь макушки вождя. Когда же мы на третий день пришли в наш первый лагерь были весьма обескуражены отсутствием обещанных стационарных палаток и изрядно ухудшившимся рационом.

Но обжились мы и в этом лагере на высоте 4300м, для акклиматизации и хороших фоток поочередно в два захода сходили на пик Юхина 5100м, в первый выход не шлось нашим мужчинам и до вершины этого пика дошли только Настя и Таня, пришлось повторить днем позже с Сергеем и Женей. Стоя на вершине долго гадали какие горы нам помахивают снежными облаками со стороны Китая. Тяжеленная зеркалка Сергея щелкала не переставая, хоть я и подтрунивал над её обладателем и предлагал выкинуть в ближайшую трещину; честное слово – я не полез бы за ней. Спустившись в лагерь, с волнением наблюдали финал спуска получившей сильные обморожения полячки. Ореол романтичности начал утончаться. Не сумели Женя с Таней спать под грохот ботинок проходящих ночью групп, не смогли смириться с отсветами фонариков и ко времени нашего выхода выглядели разбитыми и не готовыми к подъему во второй лагерь. Задержались мы и в столовой, пытаясь запастись энергией для тяжелого перехода. Это ли, либо истончившаяся решимость, но приняли два человека решение о повороте и спуске где-то на высоте 4800, убедили меня, что все в порядке и ушли своей связкой вниз. Нам же, то есть Насте, Сергею и мне предстояла еще утомительно-бесконечная «сковородка». Эта пологая часть ледника за счет формы и расположения полностью оправдывающая кухонное название нас вымотала и изжарила. Нашу связку обогнали почти все стартовавшие в этот день, но когда мы дошли в Лагерь 2 и отсекли время, окрестные гиды сказали, что 12 часов подъема это меньше зафиксированного антирекорда в 14 часов. Литровая бутылка Кока-Колы, между прочим, стоит в этом чудном месте 10 евро, не удивительно, ведь заносят её сюда портеры на плечах, а каждый килограмм своего груза кажется небольшой гирей.

Во всех высотных лагерях такого плана особая атмосфера небольшого табора, собирающаяся из гвалта уже отдохнувших, тяжелого дыхания и бессильных тел только подошедших, какой-то возни по копанию площадок, и, конечно, незабываемая непринужденность и простота отхожих мест. Наличие условно-прикрывающей стеночки метрах в 10 от палаток слегка непривычно для тонких стеснительных особ, но против необходимостей не поспоришь, а ходить дальше сил не хватает. Здесь мы уже перешли на весьма специфичное питание сублиматами, специально произведенными для облегчения рюкзаков, и вспоминали об «обильно-вкусном» Базовом лагере, с небольшой ностальгией. Небольшой, потому, что аппетита немного, не всегда хватает слюнок даже на сублимированный омлет.

«Самый простой семитысячник – хе-хе» (автор - Бугара Р.)

Как говорил когда-то мой тренер: «вначале было ооочень тяжело, а потом …… все хуже и хуже» . Первая попытка дойти в. Раздельная, хоть налегке завершилась для нас на высоте около 6000м вместе с ухудшением видимости, мы были только рады. Отдохнув, хе-хе, еще одну ночь в Лагере 2 (5300м, седловина Эльбуса, между прочим), мы загрузились для ночевки и стартанули в третий лагерь. Ну, стартанули – это я, пожалуй, чрезмерно бодро заявил. На деле мы тянулись как раздавленные колесами червячки, которые дергаются но не двигаются. Нас снова обогнали все группы, Сергей шел очень упрямо, достойно уважения, но очень медленно, видимо все-таки не зря ему предлагали отказаться от возможности качественных фотографий, сказалась и явно недостаточная предварительная физподготовка. Уже к вечеру на площадке третьего лагеря на высоте 6100м на вершине п. Раздельная собрались мы в нашей тесноватой палаточке, отпились чаем и уснули. Сложно назвать первую ночь на такой высоте легкой и наполненной хорошими снами. Утром Высота придавила и Настю и Сергея, мои наигранно бодрые призывы полюбоваться рассветом не нашли отзыва в ръяном фотографе, хотелось быстрее вниз в тепло и теперь уже желанную аскетичность первого лагеря. И снова «сковородка», снова проход по снежным мостам через трещины, уговоры и стимуляция идти быстрее, наверное не всегда корректная, прости Сережа. Когда мы все же доползли до морены первого лагеря Сергей объявил о своем решении прекратить восхождение и уехать в Ош восстанавливаться. Не очень уместно сравнение, но из пяти «негритят» осталось двое.

Дальше, уже вдвоем с Настей мы снова поднялись в третий лагерь, сделали попытку выхода на штурм, развернулись, набрав всего 200м., сил не хватило. Потом была истерика в день непогоды, мол как же так, неужели всё и придется отступить. И лишь на третий день нашего высотного переживания нам удалось-таки ухватить последний возможный шанс и двинуться к заветной вершине. Впрочем для меня к этому времени она перестала быть заветной, перегорел, как говорится. Упорство Насти и пожелания ушедших вниз Жени, Тани и Сергея заставляли меня еще хотеть идти этот вертикальный километр. Впрочем, погода в этот день радовала и моего фотографического рвения хватало на потрясающие рассветные пейзажи, «хрустальные льды и прозрачный воздух». Поприветствовать Солнышко с крыши Мира – это достойная для меня цель. Так, через объектив фотоаппарата и протянулись бессчетные подъемы, предвершинное плато, последняя сотня метров и вот флаг нашего Клуба уже треплется на не знающем ограничений ветру, стремясь укутать подмерзающего Владимира Ильича. Всё благополучно завершилось, мы доехали до Оша и безмятежно отоспались и отъелись, смакуя послевкусие пережитого достижения.

А эмоций на вершине действительно мало, ценность Пути в самом Пути.